30 Апрель 2020

Порядок жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ)

oboznik.ru - Порядок жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы (комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ)
#жилье#право#военноеправо

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ.
Целью указанного законодательного акта является создание необходимых правовых условий для решения одной из застарелых военно-социальных проблем последних десятилетий - обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. Как указывается в пояснительной записке к данному Закону, он был разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2010 г., в соответствии с которым поставлена задача завершить не позднее 1 января 2012 г. выполнение обязательств по обеспечению жильем указанной категории граждан.

Согласно данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в органах местного самоуправления в очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) за счет средств федерального бюджета с учетом результатов выверки очереди состоит 29 713 семей граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц*(1). В этой очереди состоят на учете как граждане, проходившие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба (ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ), так и граждане, проходившие правоохранительную службу, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Граждане указанных категорий состоят в единой очереди в хронологической последовательности согласно дате принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В отношении их применялся единый порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий), до 1 января 2005 г., утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
До вступления в силу комментируемого Федерального закона основным способом жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц являлся механизм предоставления социальных выплат (субсидий) за счет средств федерального бюджета посредством государственных жилищных сертификатов.

На сегодняшний день из общей очереди нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) по этой категории граждан только 7 780 семей являются участниками программы жилищного обеспечения за счет государственных жилищных сертификатов, а 21 916 семей не изъявили желание быть ее участниками.
Основными причинами нежелания граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц решать свою жилищную проблему путем получения сертификата для приобретения жилья являются:
- отказ граждан от получения сертификатов в связи с тем, что стоимость жилья на рынке недвижимости в некоторых субъектах Российской Федерации значительно превышает размер социальной выплаты, предоставляемой посредством государственных жилищных сертификатов (особенно это актуально для таких регионов, как Московская, Самарская, Ленинградская области и города Москва и Санкт-Петербург);
- наличие условия добровольности участия в данной программе, на фоне которого после выхода постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П большинство граждан, уволенных с военной службы, состоящих в сводных списках на получение сертификатов, ожидая получения готового жилья, отказываются от получения сертификатов.
С учетом вышеназванных обстоятельств, в целях безусловного выполнения обязательств государства по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ вводится в действие дополнительный механизм жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, предусматривающий, в частности, реализацию права на получение готового жилья.

Например, указанным Законом внесены дополнения в ст.ст. 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих, в соответствии с которыми предусматривается:
1) передача Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем граждан указанной категории с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также по определению порядка реализации данного механизма;
2) введение новой формы жилищного обеспечения рассматриваемой категории граждан - предоставление единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
3) сохранение права на жилищное обеспечение за счет средств федерального бюджета (в том числе путем предоставления единовременной выплаты) за вдовами погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, состоявших в списках нуждающихся в получении жилых помещений в органах местного самоуправления;
4) уточнение порядка жилищного обеспечения семей граждан, уволенных с военной службы, за счет государственных жилищных сертификатов. Установлено, что указанным гражданам, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до 1 января 2011 г., после указанной даты выдача сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, либо по договору социального найма, либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Гражданам, получившим государственные жилищные сертификаты до 1 января 2011 г. и не успевшим их реализовать, предоставлено право отказаться от сертификата и реализовать свое право на жилище одним из перечисленных выше способов.
Главным новшеством рассматриваемого Федерального закона является, безусловно, введение новой формы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, - предоставление им единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом, принципиально важным является то, что за единицу расчета размера указанной единовременной выплаты берется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, которая ежеквартально устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)).

В настоящее время действуют нормы, установленные приказом Минрегиона России "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года" от 30 сентября 2010 г. N 438*(2).
Следует отметить, что, в отличие от социальной выплаты, предоставляемой по государственному жилищному сертификату, которая для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), определяется исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения превосходит ее весьма существенно, что делает данный способ жилищного обеспечения гораздо более привлекательным, чем государственные жилищные сертификаты.
Так, например, для семьи гражданина, уволенного с военной службы, из четырех человек при реализации права на жилищное обеспечение в г. Москве размер выплаты составляет:
а) размер социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом: 4 х 18 х 29 050 х 1,2 = 2 509 920 (руб.), где:
- 4 - количество членов семьи;
- 18 (квадратных метров) - норматив предоставления жилого помещения на одного человека;
- 29 050 (руб.) - стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленная на второе полугодие 2010 г.*(3);
- 1,2 - повышающий коэффициент для г. Москвы;
б) размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения: 4 х 18 х 73800 = 5 313 600 (руб.), где:
- 4 - количество членов семьи;
- 18 (квадратных метров) - норматив предоставления жилого помещения на одного человека;
- 73 800 (руб.) - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в г. Москве.
Как видим, размер единовременной выплаты в приведенном примере превышает размер социальной выплаты по сертификату более чем в два раза.
Правда, следует сделать оговорку, что комментируемым Федеральным законом ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена отсылочной нормой, согласно которой норматив общей площади жилого помещения при выдаче государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения должен определяться Правительством Российской Федерации.
Что касается государственных жилищных сертификатов, то данный норматив установлен п. 15 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в следующем размере:
- 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина;
- 42 квадратных метра - на семью из двух человек;
- по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
При этом, на наш взгляд, имеет место ущемление прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на дополнительную жилую площадь:
- во-первых, право на дополнительную площадь учитывается по минимальной норме 15 квадратных метров, а не по максимальной - 25 квадратных метров;
- во-вторых, неурегулированной остается ситуация, когда право на дополнительную жилую площадь имеют два и более члена семьи (например, супруг имеет воинское звание "полковник", а его супруга-офицер является научным работником, имеющим ученую степень). Интересно заметить, что в советский период отечественной истории данный вопрос регулировался более конкретно. Так, согласно п. 7 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР "О праве пользования дополнительной жилой площадью" от 28 февраля 1930 г. (данный акт формально не отменен) на каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся по закону двум лицам.
Остается только надеяться, что при определении норматива общей площади жилого помещения при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Правительство Российской Федерации сумеет избежать указанных выше недостатков.
При реализации права граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения в собственность бесплатно и по договору социального найма нормы о размере предоставляемого жилого помещения сформулированы более конкретно и определенно: указанная норма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданину, уволенному с военной службы, имеющему право на дополнительную общую площадь жилого помещения*(4), размер общей площади жилого помещения увеличивается в пределах от 15 до 25 квадратных метров. При этом установлено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы 18 квадратных метров и увеличения размера общей площади жилого помещения гражданам, имеющим право на дополнительную жилую площадь. Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, а для одиноко проживающего гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Однако при этом создаются определенные предпосылки для возникновения коррупционных ситуаций, так как разница между минимальным и максимальным размером возможного предоставления жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, с учетом реализации права на дополнительную жилую площадь может составить до 19 квадратных метров на семью.
В целом же внесенные изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" носят позитивный характер и направлены на улучшение механизмов реализации права на жилищное обеспечение граждан, уволенных с военной службы.
Заместитель министра регионального развития Российской Федерации К. Королевский на пресс-конференции, состоявшейся 9 декабря 2010 г., заявил, что в начале января 2011 г. должен быть запущен аукционный процесс, в течение первого квартала - подготовлена вся необходимая для строительства документация. А в апреле-мае 2011 г. должно начаться само строительство. Заместитель министра сообщил, что на программу обеспечения жильем военных пенсионеров и приравненных к ним категорий федеральный бюджет выделяет 36 млрд. руб. По его мнению, этой суммы вполне достаточно для решения проблемы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы*(5).

Д.В. Воронин,
капитан юстиции;

В.М. Корякин,
доктор юридических наук

"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Указанное число семей граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, нуждающихся в жилых помещениях, приведено в пояснительной записке к законопроекту. Вместе с тем, на пресс-конференции, состоявшейся 9 декабря 2010 г., заместителем министра регионального развития Российской Федерации К. Королевским была озвучена другая цифра - 23 373 семьи. Больше всего таких граждан состоит в списках в Московской области - 2 300 семей, Калининградской - 2 000, в Приморском крае - 1 300 и Самарской области - 900 семей. В большинстве других регионов эта очередь не превышает 300 семей (Смольякова Т. Большое новоселье: квартиры получат все отставники и ветераны войны // Рос. газ., 2010. 10 дек.).
*(2) См. приложение к настоящей статье.
*(3) Приказ Минрегиона России "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года" от 30 июня 2010 г. N 313.
*(4) В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания.
*(5) Смольякова Т. Указ. соч.

Другие новости и статьи

« Влияние глобализации на политические процессы в России

Итоги Прусской кампании для «старого режима» »

Запись создана: Четверг, 30 Апрель 2020 в 0:30 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика