30 Июль 2011

Почему в России нельзя официально откупиться от военной службы (к вопросу о целесообразности принятия нормы, дающей гражданам, внесшим денежные средства на счет военного ведомства, право на освобождение от призыва на военную службу)

oboznik.ru - Почему в России нельзя официально откупиться от военной службы (к вопросу о целесообразности принятия нормы, дающей гражданам, внесшим денежные средства на счет военного ведомства, право на освобождение от призыва на военную службу)

В статье осуществлен анализ причин отклонения законопроекта об освобождении от призыва на военную службу граждан, внесших денежные средства на счет Минобороны России, рассматриваются порядок и условия освобождения граждан от призыва за определенную плату, принятые в ряде стран СНГ и Евросоюза, а также приводятся данные социологического опроса по рассматриваемому вопросу.

4 июня 2010 г. депутатами Государственной Думы от ЛДПР Ю.В. Коганом, Ю.А. Напсо, М.С. Рохмистровым, Е.Н. Тепляковым, К.И. Черкасовым был внесен проект федерального закона N 386529-5 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об освобождении от призыва на военную службу граждан, внесших денежные средства на счет Министерства обороны Российской Федерации).

Авторы законопроекта предложили ввести в Российской Федерации распространенную в ряде стран практику, когда вместо призыва гражданин вносит на счет министерства обороны определенные денежные средства, которые затем используются на оборонные (военные) нужды соответствующего государства.

Учитывая острый дефицит финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, авторы законопроекта предлагали дополнить соответствующей нормой п. 2 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающий право граждан на освобождение от военной службы по призыву. Предлагалось установить, что такое право предоставляется тем, кто внесет на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере одного миллиона рублей.
Законопроект предусматривал, что решение о расходовании средств, поступивших таким образом в ведение Министерства обороны Российской Федерации, может принять только Министр обороны Российской Федерации и только на нужды боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, гражданин, официально внесший денежные средства за его освобождение от военной службы, приносит государству пользы больше, чем если бы он был призван на военную службу против своего желания.
В обоснование необходимости принятия закона об освобождении от призыва на военную службу граждан, внесших денежные средства на счет Министерства обороны Российской Федерации, его разработчики приводят официальные данные Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба, свидетельствующие о том, что количество "уклонистов" от призыва на военную службу во время осеннего призыва 2008 г. составило 5 345 человек, в то же время во время осеннего призыва 2009 г. количество "уклонистов" превысило уже 17 тыс. человек*(1).
В пояснительной записке к проекту федерального закона N 386529-5 указывается, что всего в Российской Федерации насчитывается 198,6 тыс. человек, уклоняющихся от призыва на военную службу. Там же сообщается, что способы уклонения от исполнения обязанностей военной службы все время совершенствуются: по данным средств массовой информации незаконная покупка военного билета стоит более 5 тыс. долл. США, незаконная покупка фиктивного медицинского заключения о непригодности к службе в армии стоит более 10 тыс. долл., привлечение и использование адвоката для получения освобождения от военной службы по призыву оценивается суммой более 10 тыс. долл.*(2).

Авторы законопроекта уверены, что с помощью подготовленных ими законодательных инициатив можно будет успешно бороться с коррупцией в сфере призыва на военную службу. Согласно их данным из преступлений коррупционной направленности, выявленных Главной военной прокуратурой в прошлом году, 70% совершили офицеры и медицинские работники, проводящие осмотры призывников. По мнению авторов законопроекта, нововведение поможет решить проблему коррупции в военкоматах, а также даст возможность на деньги отказников привлечь на военную службу по контракту специалистов.

Однако в профильных комитетах обеих палат российского парламента инициативу депутатов Государственной Думы Ю.В. Когана, Ю.А. Напсо, М.С. Рохмистрова, Е.Н. Теплякова и К.И. Черкасова не поддержали.
Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. Озеров заявил, что подобные популистские законопроекты мало отвечают интересам государства и Вооруженных Сил. Он подчеркнул, что служба граждан России в Вооруженных Силах - это конституционная норма и чтобы изменить ее, необходимы поправки не только в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", но и в соответствующий раздел Конституции Российской Федерации. "Конечно, на это никто не пойдет в нашей стране", - сказал сенатор В. Озеров*(3).
Действительно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России (ч. 1 ст. 59). Часть 3 ст. 59 Конституции определяет, что гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В этой связи законодательная инициатива, вносящая предложение освобождать от военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации призывников, перечисливших на счет Министерства обороны Российской Федерации один миллион рублей, противоречит Конституции Российской Федерации, которая не предусматривает оснований освобождения от обязанности по защите Отечества, за исключением возможности замены несения военной службы альтернативной гражданской службой, причем основания для прохождения альтернативной гражданской службы лежат в поле конституционных прав и свобод человека и гражданина и носят неимущественный характер.
Кроме того, такого рода законодательная инициатива противоречит и ст. 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство всех перед законом и судом и гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения и вводящей запрет на ограничения прав граждан по признакам (в числе прочего) социальной принадлежности. Председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал-полковник В. Заварзин обратил на это особое внимание и констатировал, что предложенная законодательная инициатива фактически закрепляет социальное неравенство граждан по имущественному признаку, что не соответствует Конституции Российской Федерации*(4).
15 октября 2010 г. Комитет Государственной Думы по обороне отклонил законопроект, предусматривающий освобождение от военной службы по призыву путем денежной компенсации государству. Комментируя причины отклонения этого законопроекта, В. Заварзин также заявил, что в настоящее время в условиях сокращения срока военной службы по призыву до одного года потребность в призывниках продолжает увеличиваться с каждым годом. При этом, существующая база призывного ресурса сегодня не позволяет с необходимым качеством укомплектовать армию призывниками. Более того, в дальнейшем дефицит призывного ресурса будет только расти. "В этой ситуации, - отметил В. Заварзин, - любое предложение по увеличению количества оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу и соответственно уменьшению базы призывного ресурса без предложения одновременного адекватного восполнения выпадающей численности граждан, которых можно призвать на военную службу, комитетом поддержано быть не может"*(5).

Заметим, что официальный откуп от службы не является новшеством. В работе "Армии Европы" Ф. Энгельс отмечал, что, "повсюду, где военная служба принудительная и срок ее продолжителен, европейское общество сочло необходимым ввести для имущих классов привилегию так или иначе откупаться от обязанности служить лично"*(6).
Так, во Франции законом от 5 марта 1798 г., изданным по инициативе наполеоновского генерала Журдана, при призыве на военную службу применялись принципы жеребьевки и заместительства. Тот гражданин, на кого пал жребий служить в армии, мог нанять вместо себя так называемого заместителя. Найти заместителей среди уже отслуживших свой срок солдат было нетрудно, и французы из обеспеченных классов широко пользовались этим правом, благодаря чему наполеоновская армия стала превращаться в армию солдат-профессионалов (в ней постоянно служили около 80 тыс. профессиональных заместителей)*(7).
В США во время Гражданской войны такая система также действовала - призывники могли заплатить определенную сумму, чтобы избежать призыва в армию Севера.
В России при рекрутских наборах в соответствии с Императорским Указом от 14 декабря 1748 г. владельцы фабрик и заводов взамен квалифицированных работников, приписанных к заводам, могли уплатить денежный взнос в размере 100 руб. за каждого рекрута либо отдать вместо них на военную службу своих крепостных, "не способных к фабрике или заводу".*(8)
В настоящее время освобождение от призыва за определенную плату официально узаконено в Грузии, Киргизии, Узбекистане, Турции, Монголии, Греции, Албании и других странах.
В Грузии, согласно законодательству, призываются в армию молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, срочная военная служба продолжается полтора года. Грузия ввела откуп от армии для тех, кто не хочет в ней служить, еще в 2000 г. Тогда после уплаты 200 лари (около 110 долл.) призывник автоматически получал отсрочку от службы на один год. Внося ежегодно указанную сумму в "рассрочку", можно было достичь непризывного возраста (27 лет). Уплатив же сразу 2 000 лари (порядка 1 100 долл.) за 10 лет отсрочки, можно было вообще получить полное освобождение от военной службы по призыву и быть зачисленным в резерв грузинских вооруженных сил.
В июле 2006 г. парламент Грузии утвердил поправку в закон о воинской службе, по которой условия предоставления отсрочки от военной службы по призыву в грузинской армии были существенно ужесточены. Теперь грузинские призывники в возрасте до 25 лет могут получить отсрочку за плату всего два раза. Для полного же освобождения от военной службы по призыву необходимо сразу уплатить 2 000 лари (порядка 1 100 долл.).
В Узбекистане размер легального откупа от армии жестко привязан к минимальной заработной плате и составляет 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Однако если ранее здесь была одна из самых низких ставок - 140 долл., то с увеличением ставки МРОТ плата за откуп от военной службы возросла уже в четыре раза.
Теперь узбекский призывник должен заплатить сумму, эквивалентную 500 долл., при этом, он обязан пройти курс молодого бойца, который длится три месяца. Заплатившие за освобождение от призыва в Узбекистане зачисляются в "мобилизационный призывной резерв", а в случаях объявления в республике военного или чрезвычайного положения могут быть призваны на действительную военную службу*(9).

Дешевле всего откупиться от армии сегодня можно в Киргизии. Такая норма была введена в 2009 г. вследствие того, что количество призывников значительно превышает потребности страны. Так, 26 декабря 2008 г. киргизский парламент принял новый закон "О всеобщей воинской обязанности", согласно которому юноши, подлежащие призыву на действительную военную службу, могут официально получить за деньги освобождение от срочной службы и будут зачислены в призывной мобилизационный резерв (ПМР). Для этого необходимо заплатить 12 000 сомов (примерно 300 долл.) на специальный счет Министерства обороны Киргизии и пройти одномесячные военные сборы в одном из учебно-тренировочных центров Министерства обороны Киргизии (они расположены в городах Ош и Балыкчы)*(10).
Учебные сборы с военнослужащими ПМР проводятся в два этапа:
- первый этап занимает семь рабочих дней и проходит при военных комиссариатах по месту жительства военнослужащих. В этот период резервисты получают начальные практические навыки по основам военной службы. Также военнослужащим ПМР преподают основы общественно-государственной, правовой и мобилизационной подготовки, общевоинских уставов;
- второй этап - выезд в учебный центр Министерства обороны Киргизии, где в течение 15 рабочих дней военнослужащие ПМР получают военную специальность. Здесь резервистов обучают тактической, разведывательной, огневой, инженерной, военно-медицинской, правовой, строевой и физической подготовке, общевоинским уставам, военной топографии, а также подготовке по связи.
Из 50 тыс. граждан Киргизии, которые подлежат призыву на военную службу, призываются примерно 7 тыс. человек. ПМР дает шанс этим 43 тыс. граждан получить военные билеты. После службы в ПМР они смогут пойти на контрактную службу в силовые структуры или устроиться на работу, где требуется военный билет. После прохождения ПМР военнослужащие принимают воинскую присягу и зачисляются в запас первой категории вооруженных сил Киргизской Республики. Те же, кто выбрал трехлетнюю альтернативную службу, получают вторую категорию, имея которую они не могут после увольнения в запас, пойти работать в правоохранительные органы*(11).
В Украине еще в 2007 г. в Верховную Раду депутатом от блока "Наша Украина" В. Лещенко был внесен законопроект "О компенсации вместо прохождения срочной воинской службы", согласно которому призывник мог быть освобожден от службы за 31 тыс. гривен по состоянию на 2007 г. (73 прожиточных минимума для трудоспособных лиц, или порядка 6 000 долл.). Согласно законопроекту размер компенсации рассчитывался исходя из средней стоимости содержания государством одного солдата за весь период срочной службы (один год). Законопроектом предусматривалось, что платить за освобождение от военной службы по призыву придется не всем, а лишь тем, у кого нет льгот по отсрочке или освобождению от военной службы. Согласно законопроекту деньги можно было бы вносить по частям*(12). Однако этот законопроект, несмотря на его поддержку министром обороны Украины, так и остался не принятым. Дело в том, что предложенная цена за освобождение от службы в Украине была одной из самых высоких в мире. Заплатить более 6 тыс. долл. в Украине могут далеко не все.
Откуп от службы в армии встречается и в странах Евросоюза. Однако в этих странах действуют серьезные ограничения - откупом могут воспользоваться далеко не все категории призывников.
Так, в Греции до недавнего времени каждый мужчина должен был отслужить не менее 6 месяцев из установленных законом 12 месяцев обязательной военной службы по призыву. После этого он мог быть освобожден от дальнейшего прохождения военной службы, заплатив по 260 долл. за каждый оставшийся месяц. Теперь же в греческой армии должны отслужить все здоровые и дееспособные мужчины до достижения им 35-летнего возраста. Те же, кто достигли 35-летнего возраста и еще не служили в армии (эмигранты или греки, учившиеся и проживавшие за границей), в соответствии с законом, могут отслужить всего 45 дней вместо года. За остальной период обязательной службы они могут откупиться из расчета 810 евро в месяц.
В Турции граждане мужского пола подлежат призыву в возрасте до 41 года; в зависимости от семейного положения и ряда других причин они служат от 8 до 18 месяцев. Желающим откупиться от военной службы предлагается пройти обязательный двухмесячный курс базовой военной подготовки и заплатить государству примерно 4 500 долл.. Возможна рассрочка оплаты до достижения 38-летнего возраста. По достижении же 38 лет граждане Турции, подлежащие призыву, но еще не проходившие военную службу (прожившие за границей, эмигранты и др.) должны заплатить государству за освобождение от военной службы уже вдвое большую сумму. В противном случае при уклонении от призыва в турецкую армию их ждут три года тюрьмы*(13).
В Албании обязательный срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев, однако от нее можно официально освободиться, заплатив государству порядка 4 000 долл. В армии Монголии солдаты служат также один год, но официальный откуп от военной службы здесь стоит 1 млн. тугриков (порядка 700 долл.). Гражданам, у которых имеются уважительные причины для освобождения от военной службы по призыву, в Монголии также приходится платить. Например, если призывник является единственным кормильцем в семье или докажет, что его религиозные убеждения не совместимы со службой, сумма откупа от военной службы будет снижена вдвое.
Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о том, что при определенных условиях (главным из которых является наличие избыточных призывных ресурсов) можно узаконить откуп от обязательной военной службы по призыву. При этом, величина откупа должна покрывать расходы на содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего службу по контракту, в течение срока действительной военной службы по призыву.
Также введение права откупа от призыва не должно исключать обязательного прохождения откупившимися призывниками курса начальной военной подготовки на краткосрочных военных сборах по месту их постоянного проживания с тем, чтобы они могли получить общие знания, умения и навыки в военном деле и стать частично подготовленным мобилизационным резервом.
Однако очевидно, что введение откупа от военной службы по призыву в настоящее время в Российской Федерации неприемлемо, поскольку она испытывает явный дефицит в призывных ресурсах, которые имеют тенденцию к уменьшению. Кроме того, введение официального откупа от военной службы не приветствуется в России самим гражданским обществом, где охотнее примут переход к комплектованию Вооруженных Сил страны по контракту, чем такого рода нововведения.
Так, по данным проведенного в июле 2010 г. "Левада-Центром" социологического опроса, две трети россиян (67%) не поддерживают идею официального откупа от службы в армии. По мнению участников опроса, узаконение откупа от военной службы приведет к росту социального неравенства, расслоению в обществе (49%), ухудшению социального и профессионального состава армии (18%). Треть (34%) респондентов уверены, что служба в армии - священный долг каждого гражданина. А для четверти опрошенных граждан (25%) идея сама по себе хороша, но "миллион рублей - непосильно для рядовой семьи". Согласно опросу, проводившемуся социологами в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, большинство россиян (74%) считают службу в армии долгом каждого мужчины, с ними не согласна лишь пятая часть респондентов (19%). При этом, большая часть респондентов (54%) высказалась за переход к формированию Вооруженных Сил Российской Федерации по контрактному принципу, а 39% - за сохранение призывной системы, при этом, 7% опрошенных затруднились высказать свое мнение*(14).

М.Ф. Гацко,
кандидат философских наук, старший научный сотрудник 4 ЦНИИ Минобороны России,
заслуженный юрист Московской области

"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Пояснительная записка к законопроекту N 386529-5 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
*(2) Там же.
*(3) Уклонисты-миллионеры не нужны Министерству обороны // Новые Известия. 2010. 9 июня.
*(4) URL: http://gvka-info.livejournal.com/28470.html.
*(5) Шишлин В. От армии официально не откупиться [Электронный ресурс]. URL: http://interfax.ru.
*(6) Энгельс Ф. Армии Европы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 11. С. 444.
*(7) Daly, Gavin, Inside Napoleonic France: State and Society in Rouen, 1800-1815, Aldershot: Ashgate, 2001. P. 220-222.
*(8) Мельчакова О.А. Бежали от нехватки в рекруты… // Известия Уральского государственного университета. 2010. N 1 (72).
*(9) URL: http://infosmi.com/article/read/Skolko_stoit_otkosit_ot_armii.html.
*(10) URL: http://www.pravoslova.info/article/3125.
*(11) Хамидов С. Платный призыв. Как в Кыргызстане реформировали армию [Электронный ресурс]. URL.
*(12) Мишутин С. Служить нельзя откупиться // 2007. 17 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.aif.ru/online/ukraine/561/05_01; Столяров С. Заплати и не служи // Газета.Ru: электрон. газ. 2007. 17 мая.
*(13) Политический журнал. 2010. 27 апр.
*(14) [Электронный ресурс]. URL: http://px.zhurnal.ru/news/2010/07/14/index.html.

Другие новости и статьи

« Вопрос о внеконкурсном поступлении в учебное заведение для граждан, прошедших военную службу по призыву, имеющих соответствующие рекомендации командиров воинских частей, регулируется двумя Федеральными законами, которые противоречат друг другу

О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы »

Запись создана: Суббота, 30 Июль 2011 в 20:20 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика