16 Октябрь 2018

Инвентаризация имущества и обязательств в Вооруженных Силах. Что должен знать бухгалтер?

oboznik.ru - Инвентаризация имущества и обязательств в Вооруженных Силах. Что должен знать бухгалтер?

Приказом Минобороны РФ от 16.10.2010 N 1365 утвержден новый Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), в связи с чем старый одноименный Порядок, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2008 N 138, утратил силу. У бухгалтеров экономической службы воинских частей сразу возник вопрос: что изменилось? Рассмотрим основные положения нового документа и порядок отражения результатов инвентаризации.

Общие положения по проведению инвентаризации

Отметим, что Порядок соответствует нормам Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) и Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания). Так, п. 3 Порядка закреплено, что сроки проведения инвентаризации определяются командиром воинской части, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:
- перед составлением годовой бюджетной отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- при реорганизации или ликвидации воинской части;
- при проведении ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части;
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Заметим, что аналогичные нормы содержат п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 1.5 Методических указаний.
Как и ранее, для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав также должен быть утвержден распорядительным документом по учреждению и доведен под роспись до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов.
Пункт 5 Порядка уточняет, что в состав инвентаризационных комиссий воинских частей могут включаться представители финансово-экономических служб, служб материально-технического обеспечения. При этом дополнено, что в случае необходимости могут привлекаться представители независимых аудиторских организаций.
Как и ранее, согласно п. 11 Порядка инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и местам хранения.
При хранении имущества в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения, после проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение.

По материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество допускается определять на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, если последняя не нарушена и отчетливо видны заводская маркировка и пломбировка, должны проверяться по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 1-2% каждой партии. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Обратите внимание! В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается. При выявлении фактов недостачи какого либо имущества инвентаризации подвергается 100% имущества, принятого на ответственное хранение материально ответственным лицом (п. 11 Порядка).

В соответствии с п. 12 Порядка при инвентаризации ГСМ результаты замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре следует отражать в ведомости замера горючего в баках машин (ф. 6002601) или ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (ф. 6002602), данные которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) (ф. 0504087).

Следует обратить внимание на следующие уточнения, приведенные в указанном пункте. При сопоставлении фактических данных о наличии ГСМ с данными бухгалтерского учета определяют результаты инвентаризации (недостачи, излишки) и величины естественной убыли, образовавшейся в межинвентаризационный период. При этом заметим, что естественную убыль нефтепродуктов рассчитывают при определении окончательных результатов инвентаризации и только в том случае, если выявлена их недостача в количественном выражении.
Как и в старом документе, п. 20 Порядка содержит нормы, предоставляющие командиру воинской части полномочия по осуществлению контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Проверки осуществляются с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества, где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ценностей оформляются соответствующим актом (ф. 0317020) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (ф. 0317021).

Документальное оформление результатов инвентаризации

В связи с тем, что в случаях обнаружения недостач и хищений результаты инвентаризации являются законным основанием для обращения в правоохранительные и судебные органы, их оформлению в новом документе уделяется больше внимания. Так, п. 16 Порядка уточняет, что сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств должны записываться в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Количество экземпляров инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) определяется инвентаризационной комиссией воинской части. При этом следует учитывать, что один экземпляр инвентаризационной описи (сличительной ведомости) в обязательном порядке передается материально ответственному лицу, а другой направляется в финансово-экономический орган, осуществляющий учет имущества и обязательств.

В случае смены материально ответственного лица отметку о получении имущества делает лицо, принявшее имущество, а о сдаче - лицо, сдавшее его. Описи в этом случае составляются не менее чем в трех экземплярах.
Согласно п. 17 Порядка на имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, должны составляться отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).
Аналогично требованиям, изложенным в п. 2.9, 2.10 Методических указаний, п. 16 Порядка устанавливает, что инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной (рабочей) комиссии и материально ответственными лицами. В конце данного документа материально ответственные лица должны дать расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) имущества на ответственное хранение.

На каждой странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должно быть указано прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти материальные ценности представлены.
Указанный пункт Порядка обращает внимание, что инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны быть заполнены четко, без помарок. Исправление ошибок должно производиться во всех экземплярах инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице инвентаризационной описи (сличительной ведомости) должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Перечень форм, используемых при проведении инвентаризации, дан в п. 79 Порядка, который остался прежним. Внизу указанного списка форм приведены разъяснения, что в зависимости от объектов инвентаризации воинские части могут применять формы, утвержденные другими федеральными органами исполнительной власти или разработанные непосредственно ими.

Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков имущества и обязательств, выявленных при проверке, с остатками, зафиксированными на счетах бухгалтерского учета.
Финансово-экономический орган заносит в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные бюджетного учета и отражает в них результаты инвентаризации, то есть расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. ОКУД 0504092).
В соответствии с п. 81 Порядка по всем недостачам и излишкам, пересортице, а равно по потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности по дебиторской задолженности, инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета.
В силу п. 82 Порядка председатель инвентаризационной комиссии обязан докладывать командиру воинской части предложения по:
- отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета;
- оприходованию излишков;
- урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей против данных бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.

Обратите внимание! Зачет излишков и недостач может производиться только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Проведение зачета допускается в отношении одной и той же группы материальных ценностей при условии, что входящие в ее состав ценности имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница подлежит отнесению за счет виновных лиц (п. 83 Порядка).

Окончательное решение об отнесении недостач за счет виновных лиц либо их списании за счет федерального бюджета, по оприходованию излишков, а также о возможности взаимного зачета пересортицы принимается в порядке, установленном в Минобороны (п. 84 Порядка).
Ниже рассмотрим порядок отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

В учете выявлена недостача

Выявленные недостачи могут быть как в пределах норм естественной убыли, так и свыше их.
Недостача имущества в пределах норм естественной убыли применяется в отношении отдельных видов материальных запасов и отражается по учетным ценам, по которым данное имущество числится на балансе воинской части, при этом оформляется следующая бухгалтерская запись (п. 26 Инструкции N 162н*(1)):
Дебет счетов 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 0 106 34 340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (0 109 61 272, 0 109 71 272, 0 109 81 272, 0 109 91 272)
Кредит счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (0 105 31 440 - 0 105 36 440)

Пример 1
По результатам проведенной инвентаризации в санчасти были выявлены расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета, которые выразились в недостаче этилового спирта (96,4%). Размер недостачи составил 0,345 кг. Общий оборот спирта за межинвентаризационный период - 121,082 кг. Стоимость одного кг спирта - 45 руб. (цены условные). Нефинансовый актив приобретен за счет бюджетных средств.
Рассчитаем размер естественной убыли, применяя Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения" (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 2).


Наименование

Единица измерения

Оборот за межинвентаризационный период

Норма естественной убыли, %

Начислено по нормам естественной убыли

Списано по нормам естественной убыли

Недостача сверх норм естественной убыли

Спирт этиловый 96,4%

кг

121,082

0,45*

0,545

0,345

0

Итого

 

121,082

 

0,545

0,345

0

* Норма естественной убыли, используемая в расчете, приведена из Приказа Минздравсоцразвития РФ N 2.

В рассматриваемом примере подлежит списанию этиловый спирт (96,4%) в пределах норм естественной убыли 0,345 кг.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана недостача этилового спирта в пределах норм естественной убыли (0,345 кг x 45 руб.)

1 401 20 272

1 105 31 440

15,53


Недостачу сверх норм естественной убыли должны возмещать виновные лица. При возникновении данной ситуации в соответствии с п. 220 Инструкции N 157н*(2) при определении ее размера необходимо исходить из рыночной стоимости утраченного имущества на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия их к учету.

Для справки. Согласно п. 25 Инструкции N 157н при определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива инвентаризационной комиссией могут использоваться:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики; - сведения торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Информация о недостаче и порче имущества в соответствии с п. 220 Инструкции N 157н отражается на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу", при этом на основании п. 86 Инструкции N 162н должна быть сделана следующая запись:
Дебет счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу" (0 209 71 560 - 0 209 74 560, 0 209 81 560, 0 209 82 560)
Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с одновременным списанием с забалансового счета 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации"

Пример 2

Согласно приказу командира воинской части проведена внезапная инвентаризация, в ходе которой выявлена недостача ноутбука. Ноутбук был приобретен за счет бюджетных средств. Его первоначальная стоимость составляла 45 200 руб. В ходе эксплуатации на ноутбук была начислена амортизация в сумме 18 080 руб. Рыночная стоимость данной модели ноутбука на дату выявления недостачи - 31 200 руб. Недостача погашена виновным лицом внесением наличных денежных средств в кассу воинской части.
В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выявлена недостача ноутбука по рыночной стоимости

1 209 71 560

1 401 10 172

31 200

Отражено списание ноутбука по балансовой стоимости:

 

 

 

- на сумму начисленной амортизации

1 104 34 410

1 101 34 410

18 080

- на сумму остаточной стоимости

1 401 10 172

1 101 34 410

27 120

Поступили денежные средства от виновного лица в счет погашения недостачи ноутбука

1 201 34 510

1 209 71 660

31 200ё

Если лица, причинившие ущерб воинской части, не установлены или суд отказал в возмещении ими ущерба, суммы выявленных недостач и потерь подлежат списанию с бюджетного учета и относятся на финансовый результат учреждения (п. 86 Инструкции N 162н). При этом делается следующая бухгалтерская запись:
Дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу" (0 209 71 660 - 0 209 74 660, 0 209 81 660, 0 209 82 660)

Пример 3
Изменим условия примера 2. Предположим, что лицо, виновное в хищении ноутбука, не установлено.
В этом случае операции по недостаче будут отражены следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана недостача ноутбука:

 

 

 

- на сумму начисленной амортизации

1 104 34 410

1 101 34 410

18 080

- на сумму остаточной стоимости

1 401 10 172

1 209 71 660

27 120

В учете выявлен излишек

Выявленные при инвентаризации излишки имущества следует приходовать по рыночной стоимости. Их отражение производится следующей бухгалтерской записью (п. 7, 12, 16, 23 Инструкции N 162н):
Дебет счетов 0 101 00 000 "Основные средства", 0 102 00 000 "Нематериальные активы", 0 103 00 000 "Непроизведенные активы", 0 105 00 000 "Материальные запасы"
Кредит счета 0 401 01 180 "Прочие доходы"

Пример 4
В воинской части в результате проведенной инвентаризации выявлен не учтенный на балансе компьютер. Рыночная стоимость компьютера определена инвентаризационной комиссией по части в размере 20 000 руб.
Операции по оприходованию излишков будут отражены следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие компьютера к бюджетному учету в составе основных средств по рыночной стоимости

1 101 34 310

1 401 10 180

20 000

Отражено начисление амортизации*

1 401 20 271

1 104 34 410

20 000

* Согласно п. 92 Инструкции N 157н начисление амортизации на объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно производится в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Если рыночную стоимость нефинансового актива сложно определить, то, как было отмечено выше, воинская часть вправе привлечь экспертов. При возникновении такой ситуации расходы на оплату услуг оценщика относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н).
В бухгалтерском учете сумма указанных расходов будет отражена следующим образом (п. 102 Инструкции N 162н):
Дебет счетов 0 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (0 109 61 226, 0 109 71 226, 0 109 81 226, 0 109 91 226)
Кредит счета 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
При перечислении средств в оплату услуг оценщика с лицевого счета учреждения производится запись (п. 102, 111 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 302 26 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счетов 1 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам", 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

Пример 5
В результате проведенной инвентаризации в воинской части установлено, что на балансе учреждения не учтен земельный участок, на который имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности. Рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком, равна 1 358 500 руб. Стоимость услуг оценщика - 15 600 руб.
Операции по оприходованию земельного участка будут отражены следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принятие земельного участка к бюджетному учету в составе непроизведенных активов по рыночной стоимости

1 103 11 330

1 401 10 180

1 358 500

Отражено оказание услуг по оценке земельного участка

1 401 20 226

1 302 26 730

15 600

Произведена оплата услуг оценщика с лицевого счета открытого в ОФК

1 302 26 830

1 304 05 226

15 600

По итогам инвентаризации составляются акты о результатах инвентаризации имущества и обязательств (ф. ОКУД 0504835), которые подписываются председателем и членами инвентаризационной комиссии и утверждаются командиром воинской части. Результаты инвентаризации отражаются в бюджетном учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бюджетной отчетности воинской части (п. 85 Порядка).

С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2011 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

Другие новости и статьи

« Избирательный Земский собор 1613 года

Занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии отличившегося военнослужащего »

Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 5:50 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика