2 Апрель 2019

Управление заемным капиталом

oboznik.ru - Управление заемным капиталом
#капитал#история#военныефинансы#русскаяармия#заемныйкаптал

Общее руководство офицерскими заемными капиталами осуществлял Главный штаб, а не финансовая служба. Объяснялось это тем, что в русской армии в центре не имелось единого, наделенного обширными полномочиями финансового органа. Счетный отдел канцелярии Военного министерства выполнял в основном функции по своду смет главных управлений в единую смету министерства и разассигнованию между этими управлениями выделенных средств из государственного бюджета.

В Главном штабе сосредоточивались предложения по изменению положения о заемных капиталах, они тщательно здесь анализировались. Свои предложения об изменении и дополнении некоторых статей положения или о введении нового положения Главный штаб направлял в военный совет, который их одобрял либо отклонял.

При расформировании воинских частей часть средств заемного капитала перечислялась на счета Главного штаба. О ликвидации заемных капиталов в некоторых частях и свои соображения об использовании их фондов Главный штаб докладывал военному совету.

Деятельность относительно заемных капиталов в войсках организовывалась на основе Положения об офицерских заемных капиталах, которое являлось единым документом для всех воинских частей. Никаких частных, дополнительных положений или правил в частях не разрабатывалось. Лишь главные управления министерства, военные академии и офицерские школы имели право руководствоваться особыми правилами о ссудных капиталах, которые были приняты еще до издания Положения 1895 г.

Офицерские заемные капиталы обязательно учреждались во всех полках, отдельных батальонах и артиллерийских бригадах. Отдельные роты, штабы, заведения и учреждения, когда штатное число офицеров и классных чинов не позволяло им иметь свои заемные капиталы, могли участвовать в капиталах воинских частей, совместно с ними расквартированных. Этот вопрос они могли решить и другим путем — создать общий капитал для нескольких заведений и учреждений, но лишь с разрешения командующего войсками военного округа.

Вплоть до начала XX в. заемные капиталы существовали лишь в мирное время, в военное время их использование не разрешалось.

Накануне русско-японской войны военный совет министерства внес изменение в положение о заемных капиталах, касающееся его функционирования в военное время. Согласно действовавшим до этого правилам в военное время деятельность комиссии по заведованию капиталом приостанавливалась, вклады офицеров в капитал и выдача ссуд прекращались, их собственные вклады выдавались им на руки, запасной фонд обращался в процентные бумаги. Особенно важно подчеркнуть — офицеры обязаны были с объявлением мобилизации немедленно рассчитаться по долгам, т.е. вернуть взятые ссуды.

Такие требования ставили офицеров в тяжелое материальное положение. Их расходы в это время возрастали, период мобилизации и войны являлся для них трудным в финансовом отношении временем. Поэтому запрет получения ссуды и одновременно жесткие условия уплаты по прежним долгам были для офицеров крайне обременительными. Военный совет нашел такое положение ненормальным и нецелесообразным, и деятельность капитала была сохранена и на военное время, но с учетом обстановки военного времени.

Право пользования заемным капиталом в полной мере было сохранено за теми офицерами, которые состояли участниками капитала до объявления мобилизации. Всем прочим офицерам, которые прибыли в состав полка в ходе мобилизации и позднее, право на ссуду предоставлялось лишь в размере сделанных взносов. Ссуды из капитала рекомендовалось выдавать лишь в крайне необходимых случаях с разрешения командира части, который рассматривал обоснованность просьбы о ссуде "с большею строгостью, чем в мирное время" .

Ликвидация офицерских заемных капиталов допускалась только при расформировании воинских частей с обязательным расчетом с каждым участником в капитале.

Обязательными участниками в заемном капитале являлись все офицеры воинской части. Добровольными участниками в капитале могли быть лишь офицеры, прикомандированные к частям, чиновники и священники войск. В добровольные члены принимала комиссия, которая заведовала капиталом, а окончательно вопрос решал командир части. Не имели права состоять участниками капитала генералы, командиры воинских частей, начальники управлений, заведений и учреждений, при которых были созданы заемные капиталы.

Относительно членства представляет интерес категоричная обязательность всех офицеров быть участниками капитала. Объяснялся такой подход двумя обстоятельствами. Во-первых, считалось, что все офицеры части — это своего рода единая семья, где должен господствовать корпоративный дух, все обязаны участвовать в проведении общих мероприятий, а каждый офицер — быть ответственным за состояние заемного капитала.

Во-вторых, все офицеры части должны были формировать прочную финансовую базу капитала, так как в случае уплаты взносов лишь нуждающимися в ссуде офицерами его размер не позволил бы всем желающим получить ссуду, и они вынуждены были бы обращаться к ростовщикам. Чтобы избежать этих негативных явлений, офицеры полка с хорошим материальным достатком обязаны были через заемный капитал материально помогать своим товарищам, испытывавшим нужду в деньгах.
Управление заемным капиталом в воинской части осуществлялось командиром части, общим собранием и двумя комиссиями (см. схему).

Хотя капитал создавался как бы на общественных началах, окончательное решение по большинству вопросов принимал командир части. Общее собрание участников в капитале и комиссия по заведованию капиталом фактически являлись совещательными органами, они принимали предварительное решение, т.е. высказывали своего рода рекомендации. Последнее же слово принадлежало командиру части. Власть командира относительно деятельности заемного капитала была более полной, чем по руководству офицерским собранием.

Командир части давал разрешение на проведение общего собрания с объявлением об этом в приказе по части, назначал председателя этого собрания. Ему первому передавались заявления офицеров с просьбой о выдаче ссуды, он ежемесячно утверждал как общую сумму на выдачу ссуд, так и конкретную сумму каждому просителю. Командир части разрешал покупку за счет капитала процентных бумаг и их хранение в кредитных учреждениях, заверял своей подписью все книги учета, назначал от себя одного офицера в проверочную комиссию, утверждал годовой отчет о капитале. Лишь он мог принять решение по всем недоразумениям, спорным вопросам использования капитала.

Таким образом, командиру части были предоставлены обширные, властные полномочия по руководству и контролю за образованием и использованием заемного капитала. Диктовалось это тем, что во многих полках капитал достигал больших сумм, и необходимо было их разумно использовать, не вызывая недовольства и нетоварищеских отношений среди офицеров на почве получения денег из заемного капитала. Командир обязан был не допускать неоправданных долгов у офицеров, которые подрывали их авторитет, престиж, что в конечном счете отрицательно сказывалось на моральном духе офицерского состава, боевой готовности полка.

Права и обязанности общих собраний участников в капитале были четко определены Положением об офицерских заемных капиталах. Собрание избирало комиссию по заведованию капиталом и проверочную, обсуждало расходование средств, а также другие вопросы, решение которых комиссией по заведованию капиталом оказывалось затруднительным. Оно рассматривало годовой отчет о капитале.

Общее собрание проводилось согласно приказу командира части в дни, наиболее свободные у офицеров от служебных нарядов. В приказе сообщались вопросы, подлежащие обсуждению на собрании. Они решались открытым голосованием, для принятия решения достаточно было большинства голосов. Однако выборы двух указанных комиссий и решение вопросов о безвозвратных расходах проводились закрытой баллотировкой.

Все постановления общих собраний заносились в специальную книгу, подписывались председателем собрания и членами комиссии по заведованию капиталом, докладывались командиру части и после его утверждения объявлялись в приказе по части.

Комиссия по заведованию капиталом избиралась общим собранием, как правило, в составе шести человек. Характерно, что избираемыми могли быть не любые офицеры, а по два человека от трех групп офицеров соответственно величине уплачиваемых ими взносов. Старший по чину офицер становился председателем комиссии, один избирался делопроизводителем, двое являлись ее членами и двое, получившие меньше голосов, — кандидатами в члены комиссии. Последние принимали участие в заседаниях комиссии в случае отсутствия кого-либо из ее членов.

Комиссия обязана была рассматривать заявления офицеров на получение ссуды и давать свое заключение, ежемесячно проверять суммы капитала в денежном ящике части и всю отчетность по нему у делопроизводителя, составлять годовой отчет.

Она собиралась для решения вопросов по мере надобности с разрешения командира части. Все вопросы в комиссии решались большинством голосов. Постановления заседаний комиссии заносились в специальную книгу и утверждались командиром части.
Делопроизводитель комиссии ежемесячно, ко дню выдачи офицерам денежного содержания, представлял казначею части данные о всех вычетах, подлежащих из их денежного содержания, вел все книги учета заемного капитала.

За образованием и расходованием офицерского заемного капитала осуществлялся довольно жесткий контроль. Общее собрание избирало проверочную комиссию в составе трех человек, и дополнительно в нее назначался еще один офицер по личному выбору командира части. Она обязана была ежегодно проверять правильность расходования капитала, исчисления процентов и выдачи ссуд, наличные денежные средства и устанавливать их соответствие книгам учета.

Проверочная комиссия в годовом отчете, который составляла комиссия по заведованию капиталом, излагала свои замечания.
Книги учета и наличные суммы капитала проверялись, кроме того, при инспекторских смотрах, посещении воинской части инспектирующими лицами с записью результатов проверки в книгах учета заемного капитала.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»

См. также

Необходимость и возникновение офицерского заемного капитала

Другие новости и статьи

« «Положение с обеспечением продфуражом … напряженное…»

Недопускать утраты оружия и боеприпасов »

Запись создана: Вторник, 2 Апрель 2019 в 0:20 и находится в рубриках Финансовое.

метки: , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика