26 Январь 2019

Особенности исполнения судебных решений по жилищным спорам

oboznik.ru - Особенности исполнения судебных решений по жилищным спорам
#право#закон#жилищноеобеспечение#жилье#прававоеннослужащих

Исполнение судебных постановлений, обязывающих должностных лиц предоставить военнослужащему жилое помещение, производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Исполняя судебное постановление, командир (начальник) воинской части обязан привлечь к решению данного вопроса жилищную комиссию воинской части. Указанные действия командира (начальника) воинской части вытекают из требований п. 37 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, согласно которому распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части. Следовательно, действия командира (начальника) воинской части по исполнению судебного постановления по указанным вопросам могут повлечь конкретные правовые последствия только лишь при условии принятия жилищной комиссией решения о предоставлении военнослужащему на основании решения суда соответствующего жилого помещения и утверждения этого решения соответствующим должностным лицом (командиром воинской части, начальником гарнизона и т.д.).

При распределении военнослужащему жилого помещения по договору социального найма следует учитывать особенности нормы предоставления площади жилого помещения, определенные в ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Так, норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади указанных жилых помещений может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, но не более чем на 9 квадратных метров в общей сложности.
При предоставлении жилых помещений одиноко проживающим военнослужащему - гражданину Российской Федерации, гражданину, уволенному с военной службы, члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего - гражданина Российской Федерации, члену семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена, но не более чем в два раза.
Распределение поступающих (поступивших) в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и представляется на утверждение начальнику гарнизона.

К списку прилагаются следующие документы по каждому лицу, включенному в него:
- выписки из протоколов заседаний жилищных комиссий воинских частей (гарнизона);
- справки о сдаче жилых помещений в КЭЧ района;
- копии жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями);
- паспорта (свидетельства о рождении) членов семьи;
- копии финансового лицевого счета и выписки из домовой книги (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства);
- справки о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства);
- выписки из личного дела военнослужащего о составе семьи;
- справки, подтверждающие место военной службы военнослужащих;
- справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации;
- другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
На основании указанных документов начальник КЭЧ района заключает с военнослужащим договор социального найма жилого помещения (договор найма служебного жилого помещения). Типовые формы соответствующих договоров утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения" от 21 мая 2005 г. N 315 и "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" от 26 января 2006 г. N 42.
Однако на практике нередко возникают ситуации, когда невозможно своевременно исполнить судебные постановления по причине отсутствия в распоряжении у командира воинской части соответствующего жилого помещения.
В своем ежегодном докладе за 2007 г.*(57) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отмечает, что в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств бюджета федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Принимаемые органами правосудия решения фактически перекладывают эту обязанность на командиров воинских частей, из которых уволились нуждающиеся в жилье заявители. Понятно, что командиры частей не имеют ни необходимого для этого жилищного фонда, ни средств на его приобретение. В связи с этим вступившие в законную силу судебные постановления остаются не исполненными, а заявители, чьи иски были формально удовлетворены, оказываются вынужденными ходатайствовать о замене стороны исполнительного производства - командиров воинских частей на Минобороны России.
Большое количество судебных постановлений, обязывающих командира (начальника) и жилищную комиссию воинской части предоставить военнослужащим соответствующее жилое помещение, не исполняются, как правило, из-за отсутствия в распоряжении воинской части указанного жилого помещения.

В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, все жилые помещения учитываются в КЭЧ района (гарнизона)*(58) в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению, а жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Минобороны России, кроме того, учитываются в карточках учета жилого помещения, закрепленного за воинской частью гарнизона в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения, выделяемые центральным органам военного управления, воинским частям центрального подчинения и военно-учебным заведениям, дислоцированным в Московском гарнизоне, учитываются в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению, ГлавКЭУ МО РФ, а в карточках учета жилого помещения - соответствующими жилищными комиссиями.
В соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота*(59) обеспечение воинских частей казарменно-жилищным фондом*(60) и коммунальными сооружениями находится в ведении квартирно-эксплуатационной службы.
Общее руководство квартирно-эксплуатационной службой в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется ГлавКЭУ МО РФ.
ГлавКЭУ МО РФ подчиняется начальнику расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителю министра обороны Российской Федерации.
Непосредственные обязанности по руководству квартирно-эксплуатационной службой и обеспечению квартирным довольствием воинских частей выполняют:
1) в военных округах - КЭУ военных округов (МИС флота);
2) в районах (гарнизонах) - КЭЧ районов (гарнизонов) (МИС);
3) в воинских частях - начальники квартирно-эксплуатационных служб воинских частей, или другие органы квартирно-эксплуатационной службы, или специально назначенные должностные лица.
КЭУ военного округа осуществляет руководство квартирно-эксплуатационной службой военного округа и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, дислоцированных на территории военного округа и состоящих у него на квартирном довольствии.
Вышеназванным Положением на КЭУ военного округа, в частности, возлагается:
а) разработка по заданиям командующего войсками военного округа планов расквартирования воинских частей, дислоцированных на территории военного округа, и выделение для них казарменно-жилищного фонда;
б) учет казарменно-жилищного фонда, земельных участков, предоставленных в пользование Минобороны России, лесов, закрепленных за Минобороны России, денежных средств и квартирного имущества, а также паспортизация коммунальных сооружений и оборудования;
в) учет обеспеченности жилой площадью военнослужащих, лиц гражданского персонала;
г) организация получения жилой площади, выделяемой по решениям органов государственной власти;
д) контроль за распределением жилой площади и использованием жилищного фонда в гарнизонах военного округа.
В непосредственном подчинении начальника КЭУ военного округа находятся КЭЧ районов.
КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района.
Ответственность за организацию эксплуатации, своевременное производство ремонта и учет казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также за обеспечение квартирным довольствием воинских частей возлагается на начальника КЭЧ района.
Начальник КЭЧ района подчиняется начальнику КЭУ военного округа. По вопросам использования казарменно-жилищного фонда, распределения жилой площади и благоустройства войск он выполняет указания начальников гарнизонов, обслуживаемых КЭЧ района.
Кроме того, вышеназванным Положением на начальника КЭЧ района, в частности, возлагается:
- учет военнослужащих, нуждающихся в жилой площади;
- выдача справок военнослужащим, убывающим к новому месту службы, о сдаче жилой площади;
- получение жилой площади от органов государственной власти;
- заключение в установленном порядке договоров о предоставлении жилых помещений.
В соответствии с УГ и КС ВС РФ начальник КЭЧ района (гарнизона) отвечает за организацию эксплуатации, своевременное проведение ремонта и учет казарменно-жилищного фонда, а также за обеспечение квартирным довольствием воинских частей, приписанных к КЭЧ, и, в частности, обязан:
1) докладывать начальникам обслуживаемых гарнизонов предложения и расчеты по использованию казарменно-жилищного фонда гарнизонов и представлять органам государственной власти и органам местного самоуправления заявки на выделение недостающего фонда;
2) представлять начальникам гарнизонов на утверждение планы распределения жилых помещений в гарнизонах и вести учет всей жилой площади, закрепленной за гарнизонами;
4) обеспечивать воинские части всеми видами квартирного довольствия и проверять правильность его использования;
5) вести учет военных городков, зданий в них, коммунального оборудования, жилищного фонда по всем видам квартирного довольствия и денежных средств, отпускаемых на квартирное довольствие.
В соответствии с Положением о Главном квартирно-эксплуатационном управлении Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 350, ГлавКЭУ МО РФ является центральным органом военного управления и предназначено для организации обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном порядке видами квартирного довольствия, технической эксплуатации казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, а также осуществления в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, правомочий в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Одной из основных задач ГлавКЭУ МО РФ является осуществление в пределах своей компетенции расквартирования войск (сил) и организация учета казарменно-жилищного фонда, а также организация учета военнослужащих Вооруженных Сил, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями в пределах своих полномочий.
Функциями ГлавКЭУ МО РФ, в частности, являются:
а) организация работы по реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части обеспечения жилыми помещениями за счет жилищных фондов, предусмотренных законодательством Российский Федерации, в пределах компетенции ГлавКЭУ МО РФ;
б) организация и ведение учета нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), обеспечения жилыми помещениями:
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах военного управления, для которых ГлавКЭУ МО РФ выполняет функции заказчика строительства, и членов их семей;
- военнослужащих, подлежащих увольнению, и граждан, уволенных в запас или отставку, и членов их семей, состоящих на жилищном учете в органах военного управления, для которых ГлавКЭУ МО РФ выполняет функции заказчика строительства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) организация контроля за порядком учета, распределения и использования жилых помещений в органах военного управления, для которых ГлавКЭУ МО РФ выполняет функции заказчика строительства;
г) организация и ведение учета жилых помещений, поступающих в результате инвестиционной деятельности Минобороны России из других федеральных органов исполнительной власти, а также их распределение в органах военного управления, для которых ГлавКЭУ МО РФ выполняет функции заказчика строительства;
д) согласование списков граждан на получение ГЖС и их выдача получателям через непосредственно подчиненные ГлавКЭУ МО РФ квартирно-эксплуатационные управления (отделы) по месту дислокации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;
е) обеспечение в установленном порядке жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) военнослужащих в органах военного управления, для которых ГлавКЭУ МО РФ выполняет функции заказчика строительства.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что если на момент поступления в воинскую часть копии решения суда, в котором содержится требование об обеспечении военнослужащего жилым помещением, отсутствует возможность его своевременного исполнения из-за отсутствия в распоряжении командира воинской части соответствующего жилого помещения (например, отсутствует жилое помещение для его предоставления взыскателю в связи с тем, что воинская часть, в которой взыскатель проходит военную службу, собственным жилищным фондом и денежными средствами для приобретения жилья не располагает, самостоятельного жилищного строительства не ведет), командир (начальник) воинской части должен направить в довольствующую КЭЧ (МИС) мотивированное ходатайство о выделении жилого помещения на воинскую часть для его последующего распределения военнослужащему, в пользу которого вынесено решение суда. К ходатайству прилагаются копии судебного постановления, исполнительного листа (если он выдавался судом, вынесшим постановление), постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (при условии возбуждения исполнительного производства).

Обращение оформляется по следующей примерной форме:

Образец

Угловой штамп
воинской части
(учреждения)

Начальнику 199-й КЭЧ района
майору А.В. Мезенцеву

Уважаемый Алексей Васильевич!

Прошу вашего решения о выделении жилого помещения войсковой части 00000 для его последующего распределения семье майора Пережогина А.Н. в составе четырех человек (он, жена, сын 1999 г.р., дочь 2003 г.р.) в целях исполнения решения Белореченского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г.

Приложения:
- копия решения суда Белореченского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г.;
- копия исполнительного листа от 1 марта 2010 г.;
- копия постановления судебного пристава-исполнителя от 5 марта 2010 г. о возбуждении исполнительного производства.

Командир войсковой части 00000
подполковник Н. Барбуль

О направлении указанного ходатайства в КЭЧ в обязательном порядке извещаются суд, принявший решение, соответствующая служба судебных приставов и военнослужащий, в интересах которого принято судебное решение. Такое извещение необходимо во избежание обвинения командира воинской части в бездеятельности при исполнении судебного постановления.
В целях исполнения судебного решения, а также недопущения привлечения к установленной законом ответственности командир воинской части прилагает значительные усилия, зачастую вынужден использовать личные возможности и связи (например, знакомство с определенным кругом лиц), в то время как начальник довольствующей КЭЧ остается в данной ситуации как бы "в тени". Например, известен случай, когда командующий объединением обращался к соответствующему должностному лицу вида Вооруженных Сил Российской Федерации за помощью в предоставлении в его распоряжение жилого помещения для исполнения решения суда. Впоследствии этим видом Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке последующего взаимозачета в распоряжение командующего объединением было выделено жилое помещение.
Таким образом, в случаях игнорирования должностным лицом довольствующей КЭЧ района ходатайства командира (начальника) воинской части о выделении жилого помещения воинской части для ее последующего распределения военнослужащему-взыскателю командир (начальник) воинской части имеет законные основания обратиться в военную прокуратуру. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-I в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Рассмотрение такой жалобы военной прокуратурой способствовало бы принятию довольствующей КЭЧ всех возможных мер (в рамках предоставленных прав), направленных на реализацию указанного ходатайства командира воинской части.
Кроме того, необходимо представить соответствующий доклад непосредственному начальнику с просьбой об оказании содействия в исполнении судебного постановления. Данная мера вытекает из ст. 78 УВС ВС РФ, согласно которой командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Справедливость вышесказанного подтверждается практикой. Так, например, в докладе о состоянии правовой работы и деятельности юридической службы Космических войск за 2008 г. отмечается: "Анализ показывает, что там, где командиры (начальники) уделяют большое внимание работе с людьми, знают и решают проблемные вопросы, правильно организовывают работу по подготовке к рассмотрению жалоб военнослужащих в судах, многие жалобы находят правовое разрешение еще на стадии досудебной подготовки, а нарушенные права заявителей восстанавливаются"*(61). Поэтому целесообразно обо всех возникающих трудностях, связанных с исполнением судебного постановления, извещать вышестоящего командира (начальника), ходатайствуя при этом об оказании помощи и содействия в разрешении возникших проблем.
В случае неясности решения суда следует обратиться с заявлением в суд о его разъяснении. Право на обращение в суд за разъяснением решения суда закреплено ст. 202 ГПК РФ, которая устанавливает, что в случае неясности решения суда принявший его суд по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.
Кроме того, в ст. 32 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Заявление о разъяснении решения суда подается по следующей примерной форме:

Образец

В Белореченский гарнизонный военный суд
Заявитель: Барбуль Николай Никитович,
командир войсковой части 00000, находящейся
по адресу: 132111, Лесосибирская область,
Белореченский район, п. Кедровый

Заявление
о разъяснении порядка исполнения решения Белореченского гарнизонного
военного суда от 12 февраля 2010 г. по гражданскому делу N Б2201/14

Белореченский гарнизонный военный суд своим решением от 12 февраля 2010 г. (председательствующий по делу - майор юстиции Сартаков Ю.В.) удовлетворил требования майора Пережогина А.Н. о предоставлении ему на семью из четырех человек жилого помещения по месту прохождения военной службы и о последующем его увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В целях исполнения указанного судебного решения по согласованию с 199-й КЭЧ района майору Пережогину А.А. были предложены на выбор три варианта решения жилищного вопроса: 1) трехкомнатная квартира общей площадью 74 квадратных метра в доме-новостройке в г. Волчанск Лесосибирской области; 2) трехкомнатная квартира общей площадью 81 квадратный метр в бывшем закрытом военном городке "Медвежий", переданном в муниципальную собственность п. Белореченск; 3) получение государственного жилищного сертификата.
Однако майор Пережогин А.А. от предложенных вариантов отказался, требуя предоставить ему жилое помещение в п. Кедровый Белореченского района Лесосибирской области, мотивируя это необходимостью ухода за престарелыми родителями его жены Пережогиной О.В., проживающими в п. Кедровый.
При этом, Пережогин А.А. ссылается на решение Белореченского гарнизонного военного суда, в котором на командира воинской части возложена обязанность предоставить ему жилое помещение именно по месту его службы, т.е. в п. Кедровый, вблизи которого (4 км) дислоцируется войсковая часть 00000.
В целях своевременного и полного исполнения судебного решения на основании ст. 202 ГПК РФ
Прошу разъяснить:
1) является ли отказ Пержогина А.А. от предложенных вариантов исполнения судебного решения законным и обоснованным;
2) что означает в судебном решении понятие "место службы": конкретный населенный пункт (п. Кедровый), административно-территориальная единица (Белореченский район) или субъект Российской Федерации (Лесосибирская область);
3) каким образом командир воинской части должен исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения Пережогину А.А. по месту его службы в п. Кедровый, если в данном населенном пункте Министерство обороны Российской Федерации жилищного строительства не ведет, а весь жилищный фонд в военном городке воинской части является служебным.

Приложения:
- копия решения суда Белореченского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г.;
- копия письма 199-й КЭЧ о вариантах решения жилищного вопроса майора Пережогина А.А. от 20 марта 2010 г.;
- копия рапорта майора Пережогина А.А. об отказе от предложенных вариантов жилищного обеспечения.

Командир войсковой части 00000
подполковник Н. Барбуль
1 апреля 2010 г.

Кроме того, при наличии уважительных причин, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, командир (начальник) вправе обратиться в соответствующую службу судебных приставов с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Такая возможность предусмотрена ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве", где сказано, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
К ходатайству о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения военнослужащему должны быть приложены документы, подтверждающие невозможность его своевременного исполнения, а также возможные сроки исполнения. Это могут быть справки соответствующих КЭЧ об отсутствии на данный момент времени свободных жилых помещений, которые можно было бы предоставить взыскателю, а также об отсутствии на счетах необходимых денежных средств на данные цели; графики ввода в эксплуатацию жилых домов; выписки из планов поступления денежных средств на приобретение жилых помещений и т.п.

Выскубин А.А., Корякин В.М. Исполнительное производство по гражданским делам в военных организациях. - “За права военнослужащих”, 2010 г.

Другие новости и статьи

« Исполнение судебных решений по денежным обязательствам воинской части

Общий алгоритм действий командира (начальника) при поступлении в воинскую часть исполнительного документа »

Запись создана: Суббота, 26 Январь 2019 в 15:31 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика