24 Август 2011

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих с 01.01.2011

oboznik.ru - Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих с 01.01.2011

Федеральным законом N 342-ФЗ*(1) внесены изменения в Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающийся обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Поправки вступили в силу 01.01.2011.
Рассмотрим, какие регламентации содержит новый нормативный акт.

Изменения, внесенные в Закон о статусе военнослужащих

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ранее порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялся за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ. 1 января 2011 года данный абзац п. 2 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих с выходом Федерального закона N 342-ФЗ утратил силу. Вместе с тем указанная статья Закона о статусе военнослужащих дополнена п. 2.1 следующего содержания.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п. 1-3 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
Далее законодатель уточняет, что при предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения она рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 данного закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта РФ.

Для справки. Приказом Минрегиона РФ от 30.09.2010 N 438 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года" установлена средняя рыночная стоимость жилья по субъектам РФ. Так, в частности, в Москве средняя рыночная стоимость жилого помещения составляет 73 800 руб., в Санкт-Петербурге - 44 800 руб.

Что касается нормы предоставления площади жилого помещения, передаваемого бесплатно или по договору социального найма, ее размер установлен ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих в новой редакции. В соответствии с п. 1 указанной статьи она составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
При предоставлении военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы в высшем офицерском звании, реализующим право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения увеличивается в пределах от 15 кв. м до 25 кв. м (п. 2 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих).
В пункте 3 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих уточняется, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный в п. 1 и 2. Такое превышение может составлять не более 9 кв. м общей площади жилого помещения в общей сложности. Для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 кв. м общей площади жилого помещения.
Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с Законом о статусе военнослужащих государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих).
Статья 24 Закона о статусе военнослужащих, регулирующая социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, добавлена п. 3.1 следующего содержания: за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с Законом о статусе военнослужащих до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
При этом указанным лицам жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Кроме того, эти же лица, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные п. 2-4 ст. 24 Закона о статусе военнослужащих, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов по предоставлению жилых помещений

Порядок реализации изменений, внесенных в Закон о статусе военнослужащих, раскрыт в ст. 2 и 3 Федерального закона N 342-ФЗ.
В статье 2 данного нормативного акта уточнен перечень военнослужащих и граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. В него включены военнослужащие, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, указанные в п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с ЖК РФ.
Во-первых, это лица, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет десять лет и более, из:
- органов внутренних дел РФ;
- Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений;
- органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Во-вторых, это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В статье 3 Федерального закона N 342-ФЗ раскрыты полномочия органов власти субъектов РФ по реализации положений Закона о статусе военнослужащих, касающихся предоставления жилых помещений. В соответствии с п. 1 указанной статьи в их компетенцию входит:
- предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
- предоставление жилого помещения по договору социального найма;
- предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Реализация данных полномочий определяется законодательством субъектов РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (в частности, руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ):
1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
2) обеспечивает своевременное представление:
- в Росфиннадзор - ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (далее - субвенции) с указанием численности граждан, обеспеченных жилыми помещениями;
- в Минрегион - списков граждан, обеспеченных в отчетном квартале жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, с указанием категорий таких граждан и общей площади жилых помещений, которыми они обеспечены.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе передавать законами субъектов РФ полномочия, указанные выше, органам местного самоуправления (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

Полномочия Минрегиона по реализации социальных гарантий в части предоставления жилых помещений

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований (Минрегион):
- издает нормативные правовые акты и обязательные для исполнения методические указания и инструкции по вопросам осуществления переданных полномочий;
- устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных полномочий, а также к порядку ее представления;
- производит надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами исполнительной власти субъекта РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
- производит контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
- представляет в Правительство РФ предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта РФ в случаях, установленных п. 11 данной статьи.

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций. Общий объем субвенций определяется по утвержденной Правительством РФ методике расчета исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, для каждого субъекта РФ.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Контроль за их расходованием возложен на Росфиннадзор и Минрегион.

Обратите внимание! В случае использования субвенций не по целевому назначению Росфиннадзор вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ (п. 10 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий последние могут быть изъяты Правительством РФ по представлению Минрегиона (п. 11 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ).

Переходные положения по реализации прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями

Статьей 4 Федерального закона N 342-ФЗ определены переходные положения по реализации социальных гарантий в части предоставления жилых помещений.
Согласно п. 1 данной статьи гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Законом о статусе военнослужащих, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до начала действия Федерального закона N 342-ФЗ, со дня вступления в силу данного закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.
Граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом N 342-ФЗ, получившие государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного акта и не обеспеченные жилыми помещениями, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих.

С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

Другие новости и статьи

« О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы

О пропуске срока исковой давности выселения военнослужащих - граждан Российской Федерации из служебных квартир »

Запись создана: Среда, 24 Август 2011 в 20:16 и находится в рубриках Новости, Расквартирование войск, Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика